Давайте поговорим о том, что такое прайс на Яндекс Маркете и откуда вообще магазины его берут. 

На Яндекс Маркет покупатели приходят чтобы сначала выбрать товар который им нужен, а затем выбрать магазин и компании, в котором они хотят его заказать. При этом, они смотрят на стоимость этих товаров в разных магазинах, а также другую информацию о каких-то условиях продажи. Например, есть ли гарантия производителя или какие-то ограничения, допустим, по способам оплаты.

Эту информацию Яндекс Маркет не придумывает сам, её передаёт магазин с помощью прайс-листа, в котором есть информация о товарах, об их стоимости, а также каких-то условиях продажи.

Как происходит процесс передачи информации на маркет

Сначала магазин адаптирует свой прайс-лист под требования Яндекс Маркета. Прайс нужно составить в определенном формате и загрузить на сервис. После этого, Маркет начинает обрабатывать информацию, он систематизирует товарные предложения, раскладывает их по категориям Яндекса. Также сервис привязывает товары к карточкам модели, чтобы покупателям в дальнейшем было легче их найти. После этого товарные предложения видят покупатели.

Когда и как нужно загружать прайс-лист

Очевидно, что это нужно сделать, когда только подключается магазин, только так сервис узнает о том, какой же ассортимент товаров вы хотите разместить. Но, кроме того, в дальнейшем при размещении, прайс-лист нужно регулярно обновлять. Обновлять его необходимо каждый раз, когда меняется информацию о стоимости товаров, их наличие или меняются условия продажи.

Переходим к самому интересному, откуда же взять файл прайс-листа. Есть 2 основных пути. Во-первых, вы можете сформировать файл в вашей CMS — это система управления содержимым, с которой работает интернет-магазин. Кроме того, вы можете подготовить файл самостоятельно, настроить автоматическую выгрузку и обновления или формировать и обновлять его вручную.

С чего начать магазину?

Первое с чего я советую начать, если кто-то столкнулся с необходимостью составить прайс для Маркета, это ответить себе на вопрос: на какой cms работает ваш магазин? 

Сегодня многие интернет магазины используют готовые решения, а популярные cms в свою очередь, уже умеют работать с маркетом. Поэтому для начала изучите возможности вашей cms, например, посмотрите руководство пользователя или поищите подходящие для cms модули в интернете. В этом случае, вам достаточно будет нажать несколько кнопок в интерфейсе и система сформирует готовый файл на основе информации, которая в ней есть. После формирования вы получите ссылку на файл прайс-листа, и нужно будет после этого, только указать её в личном кабинете Яндекс Маркета.

Если вы не нашли возможности автоматически сформировать фид данных, например, самостоятельно писали систему на которой работает магазин, вы можете составить прайс вручную. И как ранее я уже писал здесь есть два основных способа. Вы можете настроить автоматическую выгрузку формирования фида или составлять и обновлять его вручную.

Чтобы принять решение, по какому пути будет удобнее пойти, ответьте себе ещё на два вопроса. Во-первых, насколько широк ассортимент товаров в вашем магазине. И во-вторых, как часто обновляется информация о товарах.

Автоматическая выгрузка прайс-листа на маркет в формате YML

Если в вашем магазине большой ассортимент товаров, а информация о ценах и наличии часто меняется, например, цена привязана к курсу валюты. Или вы не держите большие складские остатки, а товары выходят из наличия довольно быстро, то конечно вам будет сложно поддерживать актуальность информации на Маркете вручную и в этом случае вам желательно настроить автоматическое формирование файла и разместить его на вашем сайте. В кабинете нужно будет указать ссылку на этот файл и в этом случае робот Яндекс Маркета будет с определенной периодичностью времени переходить по этой ссылке, забирать новую информацию и обновлять её для покупателей на сервисе. Ваша задача будет следить за тем, чтобы файл, размещенный на сайте, был актуален. Если вы идете по этому пути, то удобнее выбрать формат YML.

YML расшифровывается как Yandex Market Language. Формат специально подготовлен маркетом, чтобы магазины могли загружать информацию о своих товарах на сервис. Этот формат основан на другом формате, который хорошо знаком разработчикам – xml.

Чтобы пройти модерацию в Маркете и впоследствии с легкостью работать на площадке, нужно грамотно составить фид прайс-листа. В нем содержится весь ассортимент магазина, который вы будете продавать на площадке. Как вы уже знаете, Маркет принимает документ в трех форматах. В этой статье мы разберем один из них — YML. Во-первых, его удобнее использовать при большом ассортименте, во-вторых, с помощью YML можно автоматизировать процессы выгрузки предложений.

Разберем детально.

Название предложения

Главный фактор в распределении предложений по категориям это названия самих предложений.  В них нужно указать:

  • Тип товара
  • Производитель
  • Наименование модели  
  • Линейку/серию

К примеру: Смартфон Samsung Galaxy A8 — имеется название, бренд и серия. Сразу понятно, что это за товар.

Если на сайте в названии указаны только бренд и серия, при выгрузке товара добавьте “категорию” — так наиболее вероятно, что Маркет прикрепит предложение к нужной карточке и категории.

Категории

Распределяя товар по категориям, учитывайте наличие родительских категорий и соблюдайте следующие правила:

  1. Товар должен соответствовать конечной категории. 
  2. Категории должны соответствовать действующим товарным категориям. 
  3. Путь покупателя до категории вашего товара должен быть понятным и логичным.

Маркет предлагает структуру, которая упростит распределение. Правильное название и последовательность категорий увеличивает возможность попасть в нужную категорию и карточку товара.

Предложение и его описание

Чтобы товар попал в нужную категорию, его предложение должно быть оформлено по следующим правилам:

  1. В разделе description количество символов не должно превышать 3 тыс.
  2. Нельзя указывать информацию, не относящуюся к товару:
  3. контактные данные
  4. указание акций, скидок, топовых позиций и др.
  5. правила продажи
  6. регион магазина
  7. данные о модификации
  8. Если в вашем прайс-листе есть текст, содержащий xhtml-теги, то он должен быть в формате CDATA-блока символьных данных.

Важные теги

TypePrefix, vendor, model и name

  • эти элементы отвечают за:
  • Бренд
  • Тип/категория
  • Модель/артикул
  • Дополнительные характеристики

Перечень необходимых параметров можно найти в рекомендациях к категориям.

Эти элементы являются основополагающими, так как они:

  1. моделируют наименование предложения,
  2. применяются при распределении предложений по категориям и прикреплении к карточкам.

Sales_notes

Благодаря данному элементу можно передать Маркету условия продажи.

Если у вас имеются ограничения по заказу, то обязательным требованием будет использование этого элемента.

Требования:

  • Актуальная информация о продаже товара
  • Максимальное количество символов — 50
  • В sales_notes нельзя прописывать характеристики товара и его особенности

Delivery-options

Позволяет указать условия доставки. Они будут видны на всех ваших предложениях. Также настройка условий осуществляется в разделе “Доставка и оплата”.

Если вы используете delivery-options, убедитесь, что у вас включена функция использования данных из прайс-листа. Она находится в разделе “Доставка и оплата”.

  • delivery-options разделен на несколько элементов:
  • cost — сумма доставки
  • days — срок, который рассчитывается в рабочих днях. 
  • order-before — рассчитывает, за какой период надо оформить заказ, чтобы он пришел в нужное время.

Элементов, указывающих условия доставки может быть не больше пяти. Если у вас предусмотрен один тип доставки, тогда вам нужен один элемент option, если несколько — тогда под каждый вид должен быть свой элемент.

Picture

С помощью этого элемента вы можете добавить ссылку на изображение.

Каждое предложение вмещает не более 10 изображений. Первое является основным. Оно показывается в поисковых запросах и на самом предложении. Остальные изображения отображаются в увеличенном режиме.

Чтобы изменить изображение, нужно просто сменить ссылку.

Наличие изображения необходимо для всех категорий

Param

Данный элемент используется для передачи параметров товара. Это может быть размер, цвет или материал. Желательно использовать этот элемент для всего ассортимента. Так товары попадут в результаты фильтрации.

Важно!

Элемент offer может включать в себя неограниченное количество, а один param вмещает только одну характеристику,

В чем заключается важность грамотного оформления?

Погрешности в документе влекут за собой не только неправильную сортировку по категориям и карточкам, но и возможность получить Критическую ошибку от Яндекса.

Её можно заработать:

  • в процессе модерации. В таком случае Маркет может отказать магазину в подключении
  • во время регулярных проверок — это влечет за собой скрытие предложений и отключение магазина.

Прайс-лист в формате Excel

Если у вас нет времени и не хотите тратить ресурсы на разработку, при этом на сайте небольшой ассортимент товаров, а информация о них меняются нечасто, и вы можете самостоятельно контролировать актуальность информации, то вы можете пойти вторым путем и загружать файл с компьютера. Обратите внимание, что в этом случае нужно будет обновлять информацию каждый раз, когда что-то изменилось. Например, в вашем магазине были розовые шарики, которые закончились на складе. Если это случилось, нужно зайти в прайс, открыть его, найти розовые шарики, изменить информацию о наличии и загрузить новый файл в аккаунт. В этом случае вам будет удобнее работать с таблицей Excel — это второй популярный формат представления данных о товаре на Яндекс Маркете. Мы специально адаптировали его таким образом, чтобы с ним было удобно работать. В этом случае вам нужно перейти в помощь Яндекс Маркета для магазинов или на страницу, скачать шаблон файла Excel и заполнить его информацией о своих товарах.

Выводы

Мы поговорили о том, что магазин передает информацию о своих товарах на Яндекс Маркет с помощью прайс-листа. Его нужно загрузить на сервис, когда вы только начинаете размещаться, а затем регулярно обновлять каждый раз, когда меняется информация о ваших товарах.

Составить прайс можно двумя способами. Во-первых, многие популярные CMS уже умеют формировать такой файл автоматически, либо если такой возможности нет, вы можете составить его вручную. При этом, я советую пойти по следующему алгоритму. Ответьте себе на вопрос: насколько большой ассортимент товаров в магазине и часто ли меняется информация о товарах. Если в магазине большой ассортимент и информация меняется часто, то вам будет удобнее загружать и обновлять фид автоматически в формате YML. А если товаров немного и вы не хотите тратить время и ресурсы на разработку, то выберите 2 формат — это Excel, который можно загружать файлом с компьютера. Больше информации, о том как составить прайс вы найдёте в помощи Маркета для магазинов или у меня в блоге.